AUTOTECHNIC.SU
Новости
Тест-драйвы
Рейтинги
Технологии
Аксессуары
Официально
Каталог
Впрок
Фото
реклама на сайте
о сайте
RSS RSS
Главная / Аксессуары / Навигационные системы

Не заплутаем

Навигационные системы

Порой езда по незнакомым районам города – сущее мученье. Прежде чем в плотном потоке спешащих автомобилей удастся уловить момент, чтобы взглянуть на карту, можно настолько сбиться с пути, что вместо пытливого вопроса «Как проехать?» раздастся животрепещущий вопль – «Где я?!»

Текст: Карелов Олег.

Избежать блужданий по лабиринтам города поможет автомобильная навигационная система, которая умеет самостоятельно, с учетом правил дорожного движения, прокладывать маршрут и вести по нему с помощью голосовых сообщений и визуальных подсказок. Вам нужно только указать пункт назначения и следовать командам навигатора: «через сто метров поверните направо», «держитесь левее» и т.п. Если же вы не успеете выполнить маневр и пропустите нужный поворот, то система оперативно скорректирует маршрут и поведет уже по новому пути, не вынуждая вас второпях искать разворот. Адаптироваться к переменчивому ритму городского движения навигатору позволяют различные настройки, например, такие, как установка приоритетного типа дорог: основные магистрали или второстепенные проезды. Кроме того, навигационные системы обычно содержат в своей памяти информацию о многочисленных придорожных объектах: заправках, магазинах, отелях, которые также можно задавать в качестве пункта назначения. Это очень удобно, когда, например, нужно срочно заправиться: навигатор найдет ближайшую заправку и приведет к ней кратчайшим путем.

Сейчас продаются разнообразные навигаторы. Их можно по-разному классифицировать: скажем, портативные и стационарные, автомобильные и пешеходные, с маршрутизацией и без. Однако, несмотря на такое различие форм и конструкций, принцип действия и внутренняя архитектура всех навигационных систем одинаковы. Для определения текущего положения в них используется система глобального позиционирования GPS (Global Positioning System), которая вычисляет координаты на основе временных задержек сигналов, передаваемых группой искусственных спутников земли. Проще говоря, навигатор вначале определяет расстояния до спутников, замеряя времена, за которые доходят от них сигналы, а затем, используя зашифрованную в принятых сигналах информацию о расположении спутников-отправителей, вычисляет и свои собственные координаты. После этого навигационной системе остается только сопоставить их с имеющейся картой, выдать на экран соответствующую картинку и, если надо, озвучить какое-либо сообщение. По такой схеме работают все навигационные системы, однако это отнюдь не значит, что все они одинаково хорошо подходят для использования именно в автомобиле.

Вообще говоря, граница между автомобильными и неавтомобильными, например, портативными, навигаторами размыта: и те и другие зачастую обладают схожими функциями, сопоставимыми размерами. Тем не менее, есть ряд параметров, соответствие которым дает навигатору право прописаться в салоне автомобиля. Во-первых, это поддержка уже упомянутой маршрутизации, то есть способности прокладывать путь к заданной точке и вести по нему с помощью аудиовизуальных подсказок. Во-вторых, соответствие высоким требованиям к эргономике: это и удобное управление, желательно с сенсорным экраном, и легко читаемый на ярком солнце дисплей, и вразумительные голосовые сообщения – водитель как можно меньше должен отвлекаться от дороги. И, в-третьих, быстрый поиск спутников и стабильный прием сигнала в условиях многоэтажной городской застройки. Бывает, некоторые навигаторы при включении тратят по десять и более минут на опознавание спутников и выяснение координат, что, конечно, неприемлемо для автомобиля.

Рассмотрим основные варианты автомобильных навигаторов, начиная от штатных стационарных систем и заканчивая недорогими мобильными решениями на базе карманных компьютеров.

ШТАТНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

ШТАТНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Наиболее удобный вариант. Поскольку разрабатываются данные системы при непосредственном участии компаний-изготовителей автомобилей, то можно быть уверенным, что все сделано максимально качественно и продуманно. Для стабильного приема сигналов спутников такие навигаторы имеют отдельную, скрытую в кузове автомобиля GPS-антенну. А в особо сложных условиях, когда небо скрыто, например, в тоннелях или многоуровневых развязках, ориентироваться им помогает дополнительная инерциальная гироскопическая система. Поэтому по точности и надежности позиционирования равных штатным навигаторам мало.

Эргономика также на высоте: автопроизводители интегрируют навигационные системы в архитектуру передней панели салона и снабжают их оригинальными схемами управления, требующими минимум внимания со стороны водителя. Яркий пример – система навигации современных BMW, которая управляется джойстиком iDrive и умеет проецировать на лобовое стекло путевые подсказки. В качестве еще одного примера можно упомянуть об автоматическом приглушении громкости музыки в момент озвучивания голосовых сообщений – остальным, нештатным навигаторам, в этом случае приходится ее перекрикивать.

Недостатков у бортовых комплексов два. Первый – проблемы с наличием карт. Несмотря на то, что таким системам более 10 лет, и европейцы уже давно и успешно ими пользуются, официальные российские карты появились совсем недавно, и пока их предлагают только BMW, Audi, Porsche, Mercedes и Jeep. При этом охватывают они в лучшем случае только Москву, Петербург и основные федеральные трассы. Однако карты постоянно обновляются, расширяются, поэтому этот недостаток можно, скорее, отнести к болезни роста. Вторая проблема серьезнее – цена. При покупке автомобиля за его навигационные функции придется доплатить более $3000! Дооснастить уже готовый автомобиль будет стоить еще дороже. В итоге, удобные и точные штатные системы пока остаются прерогативой дорогих автомобилей.

ВСТРАИВАЕМЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ НАВИГАТОРЫ

ВСТРАИВАЕМЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ НАВИГАТОРЫ

Такие навигаторы по конструкции и характеристикам очень близки к штатным системам. Бывают двух видов. Первый – всевозможные мультимедийные комбайны с функциями навигации. Как правило, они устанавливаются на место штатного магнитофона или CD-ресивера автомобиля и управляются с сенсорного экрана, то есть нажатием на нарисованные на дисплее кнопки. Эти системы широко представлены на рынке – выпускают их многие производители автомобильных аудиосистем: Pioneer, Kenwood, Mystery, Carman i (NexTech) и другие.

Второй тип стационарных систем – отдельные навигационные модули, которые подключаются к уже имеющемуся в машине монитору. Если монитора нет, то его можно приобрести отдельно. По сути, это электронный конструктор, в котором соединение блоков-элементов дает полноценную навигационную систему. Управление навигацией обычно осуществляется с помощью пульта, который крепится, например, на руль. Производством этих модулей занимаются такие фирмы, как VDO (Siemens), Garmin, Carman i, Mircom.

Потенциально стационарные навигаторы обладают очень высокой точностью позиционирования, сопоставимой даже со штатными системами: у них есть отдельная GPS-антенна, нередко встречается и гироскоп.

И с эргономикой все хорошо – чего стоит один большой сенсорный экран в мультимедийных моделях. В случае же отдельных навигационных модулей удобство использования сильно зависит от правильности выбора места для пульта управления.

Вообще, интеграция стационарных навигаторов в автомобиль – вопрос очень непростой и, к сожалению, часто не имеющий положительного ответа. Ведь при установке важно не растерять преимуществ данных систем. Если, скажем, установить монитор так, что к нему придется тянуться, то какой смысл в сенсорном управлении? Если нельзя подключить датчик скорости, то зачем гироскоп? Таких нюансов много, и от них во многом зависит целесообразность покупки этих достаточно дорогих устройств: отдельные модули навигации стоят около $1000, а цены на мультимедийные системы достигают $2500.

Открытым, как и в случае штатных навигаторов, остается и вопрос о наличии актуальных карт.

ПОРТАТИВНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ НАВИГАТОРЫ

ПОРТАТИВНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ НАВИГАТОРЫ

Это выбор тех, кто прежде всего ценит функциональность и не желает зависеть ни от установщиков, ни от капризов сложной техники. Купил, включил, поехал – вот их девиз.

Портативные навигаторы отличаются компактным корпусом, минимальным числом кнопок и большим, почти во всю лицевую панель, сенсорным экраном, на который возложено управление большинством функций. В комплекте с ними обязательно поставляется кабель питания от прикуривателя и крепление на лобовое стекло или переднюю панель салона.

Несмотря на зачастую несколько игрушечный вид портативных навигаторов, их навигационные возможности не уступают стационарным системам: они умеют разговаривать, разрабатывать маршрут и тоже содержат базу данных придорожных объектов. А с точки зрения покрытия картами территории нашей страны, они даже превосходят своих более солидных конкурентов! Знания географии почти у всех навигаторов простираются за пределы МКАД. Чемпионом же по ориентированию является компания Garmin, которая предлагает модели с картами Московской, Ленинградской, Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Псковской областей, а также Республики Карелия.

Но за компактность все-таки приходится платить. И, прежде всего, качеством приема. Нет, все не так плохо: современные GPS-приемники цепко держат сигнал даже без внешней антенны, однако совсем забыть про существование спутников и их поиск не получится – гироскопа уже нет. С оглядкой на стационарные системы можно придраться и к эргономике, ведь попадать пальцем в нарисованные на 3,5-дюймовом экране кнопки на ходу автомобиля трудно, а сам процесс небезопасен – отвлекает от дороги. Правда, необходимость что-то настраивать во время езды возникает редко – многие модели даже масштаб карты меняют самостоятельно в зависимости от скорости и близости развязок.

В целом, логичность, простота и относительная доступность портативных навигаторов – от $300–400 – упрощают выбор конкретной модели и не дают в дальнейшем в нем разочароваться.

КАРМАННЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ В КАЧЕСТВЕ НАВИГАТОРА

КАРМАННЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ В КАЧЕСТВЕ НАВИГАТОРА

Очень привлекательный вариант с точки зрения соотношения возможности/цена. Действительно, ведь это уже не узкоспециализированное устройство, а хоть и маленький, но все-таки компьютер со свойственными ему разнообразием решаемых задач и свободой выбора программного обеспечения. Поэтому для КПК существует масса навигационных программ, карты которых в совокупности дают наилучшее покрытие нашей страны. Самые распространенные из них – PocketGPS, iGo, TomTom, Navitel, Garmin Que. В этом списке нет универсальных вариантов: одни покрывают большую территорию, другие имеют хорошую детализацию карт, а третьи просто удобны в обращении. В то же время ничто не мешает установить сразу несколько программ и в каждом конкретном случае использовать наиболее подходящую.

Но программное обеспечение – лишь полдела. Чтобы карманный компьютер видел навигационные спутники, ему нужен GPS-приемник. Существующие отдельные GPS-модули отличаются таким разнообразием интерфейсов (USB, Bluetooth, SD, Compact Flash), что подключить их можно практически к любому компьютеру. Стоят они недорого – от $70 до $150. Однако все чаще появляются КПК с уже встроенными GPS-приемниками. Подобные навигационные компьютеры выпускают, например, Asus, Fujitsu Siemens, Mitac. При этом они ненамного дороже обычных моделей: цены начинаются с $400.

По точности позиционирования навигационные системы на основе КПК очень похожи на портативные навигаторы. Что неудивительно, ведь нередко в их GPS-приемниках используется один и тот же набор микросхем.

Судить об эргономике сложнее. Теоретически КПК не хуже портативных навигаторов: у них близкие по размерам сенсорные экраны, схожие конструкции внутрисалонного крепления. Но на практике слишком многое зависит от навигационной программы: запутанный интерфейс или перегруженность экрана мелкими деталями могут перечеркнуть все достоинства. Поэтому превращение КПК в навигатор, в частности, выбор программного обеспечения – дело непростое, требующее специальных знаний и желания экспериментировать, настраивать.

Те, кому хоть раз довелось поездить под диктовку электронного штурмана по незнакомым местам, наверняка по достоинству оценили удобство и комфорт передвижения. В Европе даже есть такое явление как GPS-зависимость, когда человек, зная более короткий маршрут, все равно едет по пути, предлагаемому навигатором – настолько эти системы позволяют расслабиться и не думать о выборе нужного поворота. Согласитесь, в наше неугомонное время такая помощь очень кстати.


Вопросы? Комментарии? (286)


Главная / Аксессуары / Навигационные системы
Реклама:


Детали:

Спутник

Своим появлением GPS-навигация обязана министерству обороны США, которое в 1973 г. начало работы по созданию системы глобального позиционирования. Разумеется, изначально спутниковая навигация предназначалась для военных целей, и потому, чтобы снизить точность определения координат гражданскими приемниками, в сигнал спутников вносились искусственные помехи. Однако в 2000 г. все ограничения были сняты, помехи убраны, и точность позиционирования многократно возросла. Сейчас в системе GPS задействованы 29 спутников, обращающихся вокруг Земли на высоте около 20 000 км.


Реклама:

Rambler's Top100


© 2008-2011 "Autotechnic.su". Все права защищены.
Все материалы, опубликованные на http://magazine.autotechnic.su, являются собственностью авторов. Любое использование текстов и изображений возможно только при условии наличия ссылки autotechnic.su рядом с опубликованным материалом.