Главная /
Новости /
ТехникаТактичный подход
Английская компания Ilmor известна как производитель спортивных двигателей для Формулы-1, IndyCar и NASCAR. Однако последняя разработка английских инженеров ориентирована на гражданское применение: специалисты создали экономичный пятитактный бензиновый двигатель.
С виду мотор похож на обычные двигатели внутреннего сгорания с тремя цилиндрами. Но привычной работой в нем заняты только два из них, а третий, расположенный посередине, используется для дополнительного расширения отработавших газов. Происходит все следующим образом: один из крайних цилиндров, закончив такт расширения, открывает выпускной клапан, и газы под остаточным (и весьма немалым) давлением быстро устремляются в средний цилиндр, повышая в нем давление и толкая поршень вниз.
Продолженная таким способом фаза расширения позволяет более полно преобразовать тепловую энергию отработавших газов в механическую, а значит поднять и КПД мотора. А ведь именно это всегда и было одним из слабых мест бензиновых двигателей: увеличению степени сжатия (а, соответственно, и расширения) препятствовала детонация топливной смеси, в результате чего она редко превышала 12 единиц. Теперь же степень сжатия и расширения фактически перестали зависеть друг от друга, и последнюю удалось поднять уже до 14,5, что сопоставимо с некоторыми дизельными моторами!
Опытный образец, построенный Ilmor, наглядно демонстрирует более эффективную работу такой схемы – трехцилиндровый мотор объемом 0,7л., оснащенный турбонаддувом, выдает 135л.с. при 7000об/мин и 166Нм при 5000об/мин! Правда, расход пока обозначен лишь трудносравнимой цифрой 226г/кВт, впрочем, нетрудно представить, что даже рядом с современными турбомоторами такой же мощности 700-кубовый двигатель Ilmor будет выглядеть весьма здорово.
Посмотрим, заинетерсуются ли такими моторами крупные автопроизводители. А пока инженеры Ilmor заняты дальнейшим развитием своей идеи: расход топлива планируется понизить еще на 10%, а вес мотора уменьшить на 20%.
06.08.2009