Электродинамика
Электродинамика
Toyota Prius
Toyota Prius
|
Год назад нам на уже выпадала возможность поездить на гибриде, и тот опыт нас не впечатлил. Нет, автомобиль был великолепен - роскошный Mercedes S400h, но вот в езде он мало отличался обычного S-класса: ни выдающейся экономичности, ни электрической бесшумности. Вместо них лишь пара шильдиков «hybrid», да красочные картинки с зарядом аккумулятора в экранном меню – чтоб не забыть, на чем едешь. Эти же атрибуты есть и в Приусе, но он запросто обошелся бы и без них – достаточно бросить взгляд на бортовой компьютер. А там - 5 л/100км по пробкам!
Текст и фото: Олег Карелов
В отличие от большинства гибридов, полученных путем добавления электромотора в уже существующую модель, Prius сразу создавался как гибридный автомобиль. То есть вся его концепция изначально «затачивалась» под установку двух моторов и минимальный расход топлива. Взять, например, кузов. Может быть, он неказист и визуально тяжеловат, хотя в оригинальности ему не откажешь, но аэродинамическая проработка впечатляет – длинная ниспадающая крыша, плавно переходящая в пятую дверь, позволила понизить коэффициент Cx до 0,25 – выдающийся результат для небольшого хэтчбека!
Необычен и двигатель внутреннего сгорания. На первый взгляд, стандартный бензиновый мотор объемом 1,8 литра и небольшой мощности – всего 98 л.с. Но отчего такая высокая степень сжатия - 13? Оказывается, двигатель работает по так называемому циклу Аткинсона, при котором впускные клапаны закрываются очень поздно, уже на такте сжатия. При этом часть топливно-воздушной смеси, разумеется, выбрасывается обратно во впускной коллектор, но зато теперь можно поднять степень сжатия, не опасаясь возникновения детонации. А чем выше степень сжатия, тем сильнее расширяются отработавшие газы, и тем полнее их тепловая энергия преобразуется в механическую. То есть мотор Приуса очень экономичен сам по себе.
И все же главная особенность гибридной Тойоты – это уникальная по своей простоте и эффективности трансмиссия Toyota Synergy Drive. Основываясь всего на одной планетарной передаче, она связывает между собой ДВС, генератор и электромотор так, что два двигателя могут работать абсолютно независимо друг от друга, а сама планетарная передача выполняет функции вариатора, передавая крутящий момент к передним колесам. В результате к великолепной аэродинамике, экономичному двигателю и электромотору, высвобождающему запасенную на торможениях энергию, прибавляется еще и эффективная трансмиссия, удерживающая ДВС в зоне оптимальных оборотов и позволяющая перемещаться при любой комбинации двигателей, будь то чистая электротяга или одновременное задействование моторов для лучшей динамики. Кто еще располагает таким арсеналом?
|
Салон можно было бы признать удачным, если бы не вездесущий жесткий пластик. И это в автомобиле стоимостью более миллиона рублей. |
Салон
Сколь Prius неординарен технически, столь же оригинален он и внутри – дизайну передней панели позавидует иной концепт-кар. Уходящее к горизонту лобовое стекло, приборы по середине панели и центральная консоль, плавно перетекающая в бокс между сиденьями - не слишком уютно, зато оригинально и вполне удобно. Под локтями оказываются мягкие подлокотники, а под правой кистью, словно клавиатура компьютера – кнопки климат контроля, режимы силового агрегата и маленький рычаг переключателя трансмиссии.
При такой архитектуре трудно намудрить с эргономикой, но частично японцам это удалось – пользоваться кнопками подогрева сидений, упрятанными под центральную консоль, трудновато. Отвлекает и мешанина мелких цифр на панели приборов. Тахометра, кстати, нет вовсе – вместо него многочисленные индикаторы мгновенного расхода топлива и нагрузки на силовой агрегат в виде горизонтальных шкал, отображаемых как на основной панели, так и в проекции на лобовое стекло. Туда же выводятся и показания спидометра. Удобно.
Посадка высокая, с согнутыми ногами. Хочется отодвинуться подальше? Не выйдет – придется тянуться за рулем, диапазон продольной регулировки которого явно маловат. Впрочем, столь компактное размещение передних седоков обеспечило простор во втором ряду - места для ног, как в автомобиле классом выше. А вот для головы запаса уже нет – при росте более 180см макушкой можно упереться в потолок. В общем, сидеть сзади комфортно, хотя и особых удобств не предусмотрено: только подстаканники в центральном подлокотнике, даже дефлекторов вентиляции нет.
Но все это мелочи на фоне главного недостатка салона – вездесущего жесткого и гулкого пластика, на который еще можно было бы не обращать внимания, если бы не дребезг на колдобинах и щербатом асфальте.
Багажник, вопреки опасениям, очень удобен. Обычно в гибридных моделях в нем располагаются аккумуляторы, занимая половину полезной емкости, но в Приусе пол ровный, под ним емкие ниши для мелочей, а еще ниже - запасное колесо. Батарея же спрятана под полом в дальней части багажника, практически под задним сиденьем.
|
Prius может передвигаться исключительно на электротяге – аккумулятора хватает на 2-3 км. Правда, скорость при этом не должна превышать 50км/ч, а на педаль нужно давить аккуратно, иначе режим «электромобиля» отключится. |
Город
Нажатие кнопки старт, и… запускается бензиновый двигатель – пока мотор и катализаторы не прогреты, а в салоне холод, Prius мало отличается от обычного автомобиля. Но вот на очередном светофоре ДВС смолкает, и с места машина трогается уже на электротяге.
Впрочем, стоит продавить акселератор чуть-чуть сильнее, как пламенный мотор вновь оживет – в одиночку электродвигатель разгоняет Prius очень вяло. Несмотря на заявленную мощность в 80 л.с., он питается от 27-киловаттной батареи, то есть выдает всего 36 л.с. Негусто. Но для плавной езды в пробках вполне хватает, а потому чем медленнее движение, тем заметнее экономия – пока остальные жгут топливо, Prius расходует запасенную на торможениях энергию.
Энергии этой при плавном педалировании хватает на пару километров, а затем, когда аккумулятор разряжается, включается ДВС. Однако работает он недолго: вращая генератор, слегка восполняет заряд батареи и опять глохнет. В итоге расход по пробкам – около 5,2 литров на 100 км!
При всем этом поражает плавность работы гибридного агрегата – отклики на газ линейны и предсказуемы, а в движении момент включения бензинового мотора невозможно отследить даже по звуку! Кстати, шумоизоляция двигателя действительно неплоха – завывания замечаешь только в момент быстрого разгона. А вот звук качения шин заглушен похуже, из-за чего даже в момент перемещения на электротяге Prius отнюдь не поражает тишиной,
особенно на задних сиденьях.
Слегка недостает и плавности хода: мелкие неровности автомобиль проходит отлично, но более крупные сопровождает сильным ударом. Лежачих полицейских лучше и вовсе преодолевать ползком – здоровье задних пассажиров надо беречь.
|
Наверху пятой двери есть стеклоочиститель, однако потребности в нем не возникало – воздушный поток безотрывно обтекает это стекло, и оно очень долго остается чистым. |
В остальном езда по городу радует. Динамики хватает, тормоза прогнозируемые, руль легкий, в меру острый - в стороны автомобиль не шарахается, но и по дворам крутиться легко. И только парковка дается непросто – передний габарит чувствуется плохо, а стекло пятой двери вместе с камерой заднего хода быстро пачкаются. Хорошо хоть есть функция автоматической парковки - автомобиль сам отмеряет необходимое пространство и самостоятельно крутит руль.
Шоссе
На шоссе, в отсутствие торможений, то есть возможности эффективно восполнять заряд аккумулятора, помощь электромотора уже незаметна – бензиновый двигатель работает постоянно, а потому и расход топлива выше - около 6,5 - 7 литров. По-видимому, на высокой скорости электропривод вообще задействуется очень ограничено – во время разгона индикатор на панели приборов показывает активность электродвигателя, однако заряд аккумулятора почему-то не падает…
А дополнительная мощность не помешала бы – мотор воет, но набор скорости дается с трудом: 110, 114, 118… На обгон с такой динамикой выходить трудно. Не добавляет уверенности и нервное поведение в колее вкупе с большой парусностью – машину ощутимо болтает при порывах ветра и обгонах фур. При этом на вынужденные подруливавния Prius реагирует с задержкой.
Не все гладко и с комфортом. Плавность хода неплоха, а вот шумы уже беспокоят – несмотря на отличную аэродинамику, свист ветра активно проникает в салон, да и шины напоминают о себе.
В общем, скоростные магистрали – явно не стихия Приуса. В большинстве случаев комфортная скорость передвижения - не более 110 км/ч.
Второстепенные дороги
Сворачивая на загородные дорожки, нужно быть аккуратным. Размытые реакции на руль и низкая информативность – не лучшие помощники на наших дорогах. Понять, что автомобиль уже скользит, можно лишь по скрипу шин. Окончательно же охоту торопиться отбивают траекторные рысканья на волнах асфальта – на одном из приземлений Prius так шарахнулся в сторону, что сработала система стабилизации.
Удивила и работа АБС – тормозя на обледенелой дороге, Prius практически не реагирует на поворот руля. А притормаживать, между тем, приходится часто – подвеска плохо отрабатывает крупные ухабы. Меньшие же по размеру ямки сглаживаются хорошо, и по гравийной дороге автомобиль идет уверенно, но опять-таки впечатление портит периодически погромыхивающий салон.
Вердикт
Игра в Prius увлекает – завидев впереди пробку, мысленно потираешь руки – сейчас начнем экономить! Но не поздновато ли? Ведь сначала надо заплатить около 1,2 млн. рублей. Безусловно, Toyota Prius – выдающийся автомобиль с множеством оригинальных технических решений, и своих денег он стоит. Беда только в том, что при такой цене ему приходится конкурировать с представителями немецких марок, которых не одолеть одной лишь инновационностью и низким расходом топлива.
28.03.2011
Результаты замеров
Динамика разгона, с
0—40 км/ч |
3,1 |
0—60 км/ч |
5,1 |
0—100 км/ч |
11,1 |
0—120 км/ч |
15,5 |
на пути 400 м |
17,9 (129,4 км/ч) |
|
|
Комментарий: режимы Pwr и Eco меняют чувствительность педали газа, но не сказываются на времени разгона.
Коробка предач
Комментарий: режим динамичного разгона. К плавности работы вариатора при всем желании придраться невозможно.
Комментарий: режим плавного разгона. Идеально.
Расход топлива на тестовом маршруте: 4,9 л/100км
Экспертные оценки
Параметр |
Toyota Prius (2009) |
Салон (60) |
35 |
Обзорность |
5 |
Эргономика |
7 |
Посадка за рулем |
7 |
Задние сиденья |
7.5 |
Микроклимат |
5.5 |
Качество отделки |
3 |
Багажник (30) |
18 |
Объем |
6 |
Удобство погрузки |
7 |
Трансформация салона |
5 |
Ездовой комфорт (60) |
38.5 |
Плавность хода на передних сиденьях |
6.5 |
Плавность хода на задних сиденьях |
6 |
Шум от работы подвески |
6 |
Шум от шин |
6 |
Шум от двигателя |
7 |
Аэродинамические шумы |
7 |
Силовой агрегат (40) |
28.5 |
Эластичность/тяговитость |
8 |
Разгон |
3.5 |
Коробка передач |
9 |
Удобство управления тягой |
8 |
Тормоза (30) |
19 |
Устойчивость к перегреву |
7 |
Устойчивость на неоднородном покрытии |
8 |
Удобство управления |
4 |
Управляемость (40) |
23 |
Курсовая устойчивость |
6 |
Маневренность |
6 |
Рулевое управление |
5 |
Надежность управления |
6 |
Проходимость (40) |
11.5 |
Геометрическая проходимость |
3.5 |
Ход подвески |
4 |
Привод |
4 |
Внедорожное оснащение |
0 |
Сумма (300) |
173.5 |
Максимальная оценка - 10 баллов. Лучшему результату соответствует большее число баллов.Сравнение с конкурентами
|
A4 allroad 2.0TFSI |
|
Insignia 2.0 Turbo |
|
S4 |
|
S60 T6 AWD |
|
M3 |
|
C5 2.7Hdi |
|
Passat 2.0 TDI DSG |
|
Genesis Coupe |
|
Prius |
|
Volga Siber |
Примечание: диаграмма отображает соотношение двух качеств автомобиля – комфорта и динамики. Оси проградуированы в процентах от максимально возможных сумм экспертных оценок.
В комфорте учитываются: эргономика, посадка за рулем, задние сиденья, микроклимат, качество отделки, плавность хода на передних сиденьях, плавность хода на задних сиденьях, шум от работы подвески, шум от шин, шум от двигателя, аэродинамические шумы.
В динамике учитываются: эластичность/тяговитость, разгон, коробка передач, удобство управления тягой, устойчивость к перегреву тормозов, устойчивость на неоднородном покрытии, удобство управления замедлением, курсовая устойчивость, маневренность, рулевое управление, надежность управления.
Технические характеристики
Автомобиль |
Toyota Prius (2009) |
Кузов |
Тип кузова | хэтчбек | Число дверей/мест | 5/5 | Длина, мм | 4460 | Ширина, мм | 1745 | Высота, мм | 1500 | Колёсная база, мм | 2700 | Дорожный просвет, мм | 140 | Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх | 0,25 | Снаряжённая масса, кг | 1445 | Грузоподъемность, кг | 360 | Объём багажника, л | 445—1120 |
Двигатель |
Тип | бензиновый, с распределенным впрыском топлива + электромотор, синхронный, переменного тока | Расположение | спереди, поперечно | Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | Число клапанов | 16 | Рабочий объём, см3 | 1798 | Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 80,5/88,3 | Степень сжатия | 13,0:1 | Макс. мощность, л.с./об/мин | 98/5200 + 80 (общая 136 ) | Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 142/4000 + 207 |
Трансмиссия |
Коробка передач | электромеханический вариатор | Привод | передний |
Ходовая часть |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | Задние тормоза | дисковые | Шины | 195/65 R15 |
Эксплуатационные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,4 |
Расход топлива, л/100 км |
городской цикл | 3,9 | загородный цикл | 3,7 | смешанный цикл | 3,9 | Выбросы CO2 г/100км | 89 | Топливо | бензин АИ-95 |
|