AUTOTECHNIC.SU
Новости
Тест-драйвы
Рейтинги
Технологии
Аксессуары
Официально
Каталог
Впрок
Фото
реклама на сайте
о сайте
RSS RSS

Электродинамика

Электродинамика

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius Toyota Prius

Год назад нам на уже выпадала возможность поездить на гибриде, и тот опыт нас не впечатлил. Нет, автомобиль был великолепен - роскошный Mercedes S400h, но вот в езде он мало отличался обычного S-класса: ни выдающейся экономичности, ни электрической бесшумности. Вместо них лишь пара шильдиков «hybrid», да красочные картинки с зарядом аккумулятора в экранном меню – чтоб не забыть, на чем едешь. Эти же атрибуты есть и в Приусе, но он запросто обошелся бы и без них – достаточно бросить взгляд на бортовой компьютер. А там - 5 л/100км по пробкам!

Текст и фото: Олег Карелов

В отличие от большинства гибридов, полученных путем добавления электромотора в уже существующую модель, Prius сразу создавался как гибридный автомобиль. То есть вся его концепция изначально «затачивалась» под установку двух моторов и минимальный расход топлива. Взять, например, кузов. Может быть, он неказист и визуально тяжеловат, хотя в оригинальности ему не откажешь, но аэродинамическая проработка впечатляет – длинная ниспадающая крыша, плавно переходящая в пятую дверь, позволила понизить коэффициент Cx до 0,25 – выдающийся результат для небольшого хэтчбека!

Необычен и двигатель внутреннего сгорания. На первый взгляд, стандартный бензиновый мотор объемом 1,8 литра и небольшой мощности – всего 98 л.с. Но отчего такая высокая степень сжатия - 13? Оказывается, двигатель работает по так называемому циклу Аткинсона, при котором впускные клапаны закрываются очень поздно, уже на такте сжатия. При этом часть топливно-воздушной смеси, разумеется, выбрасывается обратно во впускной коллектор, но зато теперь можно поднять степень сжатия, не опасаясь возникновения детонации. А чем выше степень сжатия, тем сильнее расширяются отработавшие газы, и тем полнее их тепловая энергия преобразуется в механическую. То есть мотор Приуса очень экономичен сам по себе.

И все же главная особенность гибридной Тойоты – это уникальная по своей простоте и эффективности трансмиссия Toyota Synergy Drive. Основываясь всего на одной планетарной передаче, она связывает между собой ДВС, генератор и электромотор так, что два двигателя могут работать абсолютно независимо друг от друга, а сама планетарная передача выполняет функции вариатора, передавая крутящий момент к передним колесам. В результате к великолепной аэродинамике, экономичному двигателю и электромотору, высвобождающему запасенную на торможениях энергию, прибавляется еще и эффективная трансмиссия, удерживающая ДВС в зоне оптимальных оборотов и позволяющая перемещаться при любой комбинации двигателей, будь то чистая электротяга или одновременное задействование моторов для лучшей динамики. Кто еще располагает таким арсеналом?

Toyota Prius Toyota Prius

Салон можно было бы признать удачным, если бы не вездесущий жесткий пластик. И это в автомобиле стоимостью более миллиона рублей.

Салон

Сколь Prius неординарен технически, столь же оригинален он и внутри – дизайну передней панели позавидует иной концепт-кар. Уходящее к горизонту лобовое стекло, приборы по середине панели и центральная консоль, плавно перетекающая в бокс между сиденьями - не слишком уютно, зато оригинально и вполне удобно. Под локтями оказываются мягкие подлокотники, а под правой кистью, словно клавиатура компьютера – кнопки климат контроля, режимы силового агрегата и маленький рычаг переключателя трансмиссии.

При такой архитектуре трудно намудрить с эргономикой, но частично японцам это удалось – пользоваться кнопками подогрева сидений, упрятанными под центральную консоль, трудновато. Отвлекает и мешанина мелких цифр на панели приборов. Тахометра, кстати, нет вовсе – вместо него многочисленные индикаторы мгновенного расхода топлива и нагрузки на силовой агрегат в виде горизонтальных шкал, отображаемых как на основной панели, так и в проекции на лобовое стекло. Туда же выводятся и показания спидометра. Удобно.

Посадка высокая, с согнутыми ногами. Хочется отодвинуться подальше? Не выйдет – придется тянуться за рулем, диапазон продольной регулировки которого явно маловат. Впрочем, столь компактное размещение передних седоков обеспечило простор во втором ряду - места для ног, как в автомобиле классом выше. А вот для головы запаса уже нет – при росте более 180см макушкой можно упереться в потолок. В общем, сидеть сзади комфортно, хотя и особых удобств не предусмотрено: только подстаканники в центральном подлокотнике, даже дефлекторов вентиляции нет.

Но все это мелочи на фоне главного недостатка салона – вездесущего жесткого и гулкого пластика, на который еще можно было бы не обращать внимания, если бы не дребезг на колдобинах и щербатом асфальте.

Багажник, вопреки опасениям, очень удобен. Обычно в гибридных моделях в нем располагаются аккумуляторы, занимая половину полезной емкости, но в Приусе пол ровный, под ним емкие ниши для мелочей, а еще ниже - запасное колесо. Батарея же спрятана под полом в дальней части багажника, практически под задним сиденьем.

Toyota Prius Toyota Prius

Prius может передвигаться исключительно на электротяге – аккумулятора хватает на 2-3 км. Правда, скорость при этом не должна превышать 50км/ч, а на педаль нужно давить аккуратно, иначе режим «электромобиля» отключится.

Город

Нажатие кнопки старт, и… запускается бензиновый двигатель – пока мотор и катализаторы не прогреты, а в салоне холод, Prius мало отличается от обычного автомобиля. Но вот на очередном светофоре ДВС смолкает, и с места машина трогается уже на электротяге.

Впрочем, стоит продавить акселератор чуть-чуть сильнее, как пламенный мотор вновь оживет – в одиночку электродвигатель разгоняет Prius очень вяло. Несмотря на заявленную мощность в 80 л.с., он питается от 27-киловаттной батареи, то есть выдает всего 36 л.с. Негусто. Но для плавной езды в пробках вполне хватает, а потому чем медленнее движение, тем заметнее экономия – пока остальные жгут топливо, Prius расходует запасенную на торможениях энергию.

Энергии этой при плавном педалировании хватает на пару километров, а затем, когда аккумулятор разряжается, включается ДВС. Однако работает он недолго: вращая генератор, слегка восполняет заряд батареи и опять глохнет. В итоге расход по пробкам – около 5,2 литров на 100 км!

При всем этом поражает плавность работы гибридного агрегата – отклики на газ линейны и предсказуемы, а в движении момент включения бензинового мотора невозможно отследить даже по звуку! Кстати, шумоизоляция двигателя действительно неплоха – завывания замечаешь только в момент быстрого разгона. А вот звук качения шин заглушен похуже, из-за чего даже в момент перемещения на электротяге Prius отнюдь не поражает тишиной, особенно на задних сиденьях.

Слегка недостает и плавности хода: мелкие неровности автомобиль проходит отлично, но более крупные сопровождает сильным ударом. Лежачих полицейских лучше и вовсе преодолевать ползком – здоровье задних пассажиров надо беречь.

Toyota Prius Toyota Prius

Наверху пятой двери есть стеклоочиститель, однако потребности в нем не возникало – воздушный поток безотрывно обтекает это стекло, и оно очень долго остается чистым.

В остальном езда по городу радует. Динамики хватает, тормоза прогнозируемые, руль легкий, в меру острый - в стороны автомобиль не шарахается, но и по дворам крутиться легко. И только парковка дается непросто – передний габарит чувствуется плохо, а стекло пятой двери вместе с камерой заднего хода быстро пачкаются. Хорошо хоть есть функция автоматической парковки - автомобиль сам отмеряет необходимое пространство и самостоятельно крутит руль.

Шоссе

На шоссе, в отсутствие торможений, то есть возможности эффективно восполнять заряд аккумулятора, помощь электромотора уже незаметна – бензиновый двигатель работает постоянно, а потому и расход топлива выше - около 6,5 - 7 литров. По-видимому, на высокой скорости электропривод вообще задействуется очень ограничено – во время разгона индикатор на панели приборов показывает активность электродвигателя, однако заряд аккумулятора почему-то не падает…

А дополнительная мощность не помешала бы – мотор воет, но набор скорости дается с трудом: 110, 114, 118… На обгон с такой динамикой выходить трудно. Не добавляет уверенности и нервное поведение в колее вкупе с большой парусностью – машину ощутимо болтает при порывах ветра и обгонах фур. При этом на вынужденные подруливавния Prius реагирует с задержкой.

Не все гладко и с комфортом. Плавность хода неплоха, а вот шумы уже беспокоят – несмотря на отличную аэродинамику, свист ветра активно проникает в салон, да и шины напоминают о себе.

В общем, скоростные магистрали – явно не стихия Приуса. В большинстве случаев комфортная скорость передвижения - не более 110 км/ч.

Второстепенные дороги

Сворачивая на загородные дорожки, нужно быть аккуратным. Размытые реакции на руль и низкая информативность – не лучшие помощники на наших дорогах. Понять, что автомобиль уже скользит, можно лишь по скрипу шин. Окончательно же охоту торопиться отбивают траекторные рысканья на волнах асфальта – на одном из приземлений Prius так шарахнулся в сторону, что сработала система стабилизации.

Удивила и работа АБС – тормозя на обледенелой дороге, Prius практически не реагирует на поворот руля. А притормаживать, между тем, приходится часто – подвеска плохо отрабатывает крупные ухабы. Меньшие же по размеру ямки сглаживаются хорошо, и по гравийной дороге автомобиль идет уверенно, но опять-таки впечатление портит периодически погромыхивающий салон.

Toyota Prius Toyota Prius

Вердикт

Игра в Prius увлекает – завидев впереди пробку, мысленно потираешь руки – сейчас начнем экономить! Но не поздновато ли? Ведь сначала надо заплатить около 1,2 млн. рублей. Безусловно, Toyota Prius – выдающийся автомобиль с множеством оригинальных технических решений, и своих денег он стоит. Беда только в том, что при такой цене ему приходится конкурировать с представителями немецких марок, которых не одолеть одной лишь инновационностью и низким расходом топлива.

28.03.2011

Результаты замеров

Динамика разгона, с

0—40 км/ч 3,1
0—60 км/ч 5,1
0—100 км/ч 11,1
0—120 км/ч 15,5
на пути 400 м 17,9 (129,4 км/ч)
Скорость от времнеи
Комментарий: режимы Pwr и Eco меняют чувствительность педали газа, но не сказываются на времени разгона.

Коробка предач

Динамичный разгон

Комментарий: режим динамичного разгона. К плавности работы вариатора при всем желании придраться невозможно.

Плавный разгон

Комментарий: режим плавного разгона. Идеально.

Расход топлива на тестовом маршруте: 4,9 л/100км

Экспертные оценки

Параметр Toyota Prius (2009)
Салон (60) 35
Обзорность 5
Эргономика 7
Посадка за рулем 7
Задние сиденья 7.5
Микроклимат 5.5
Качество отделки 3
Багажник (30) 18
Объем 6
Удобство погрузки 7
Трансформация салона 5
Ездовой комфорт (60) 38.5
Плавность хода на передних сиденьях 6.5
Плавность хода на задних сиденьях 6
Шум от работы подвески 6
Шум от шин 6
Шум от двигателя 7
Аэродинамические шумы 7
Силовой агрегат (40) 28.5
Эластичность/тяговитость 8
Разгон 3.5
Коробка передач 9
Удобство управления тягой 8
Тормоза (30) 19
Устойчивость к перегреву 7
Устойчивость на неоднородном покрытии 8
Удобство управления 4
Управляемость (40) 23
Курсовая устойчивость 6
Маневренность 6
Рулевое управление 5
Надежность управления 6
Проходимость (40) 11.5
Геометрическая проходимость 3.5
Ход подвески 4
Привод 4
Внедорожное оснащение 0
Сумма (300) 173.5
Максимальная оценка - 10 баллов. Лучшему результату соответствует большее число баллов.

Сравнение с конкурентами

Место Баллы Автомобиль Год выпуска Сравнить
1 234.5
Audi S4
2008
2 229
Audi A4 allroad 2.0TFSI
2009
3 222
BMW M3
2007
4 213.5
Volkswagen Passat 2.0 TDI DSG
2011
5 211
Volvo S60 T6 AWD
2010
6 209.5
Citroen C5 2.7Hdi
2008
7 202
Opel Insignia 2.0 Turbo
2008
8 180
Volga Siber
2008
9 173.5
Toyota Prius
2009
10 159.5
Hyundai Genesis Coupe
2009
Вывести полный список
Audi A4 allroad 2.0TFSI
A4 allroad 2.0TFSI
Opel Insignia 2.0 Turbo
Insignia 2.0 Turbo
Audi S4
S4
Volvo S60 T6 AWD
S60 T6 AWD
BMW M3
M3
Citroen C5 2.7Hdi
C5 2.7Hdi
Volkswagen Passat 2.0 TDI DSG
Passat 2.0 TDI DSG
Hyundai Genesis Coupe
Genesis Coupe
Toyota Prius
Prius
Volga Siber
Volga Siber

Примечание: диаграмма отображает соотношение двух качеств автомобиля – комфорта и динамики. Оси проградуированы в процентах от максимально возможных сумм экспертных оценок.

В комфорте учитываются: эргономика, посадка за рулем, задние сиденья, микроклимат, качество отделки, плавность хода на передних сиденьях, плавность хода на задних сиденьях, шум от работы подвески, шум от шин, шум от двигателя, аэродинамические шумы.

В динамике учитываются: эластичность/тяговитость, разгон, коробка передач, удобство управления тягой, устойчивость к перегреву тормозов, устойчивость на неоднородном покрытии, удобство управления замедлением, курсовая устойчивость, маневренность, рулевое управление, надежность управления.

Технические характеристики

Автомобиль Toyota Prius (2009)
Кузов
Тип кузовахэтчбек
Число дверей/мест5/5
Длина, мм4460
Ширина, мм1745
Высота, мм1500
Колёсная база, мм2700
Дорожный просвет, мм140
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх0,25
Снаряжённая масса, кг1445
Грузоподъемность, кг360
Объём багажника, л445—1120
Двигатель
Типбензиновый, с распределенным впрыском топлива + электромотор, синхронный, переменного тока
Расположениеспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов16
Рабочий объём, см31798
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм80,5/88,3
Степень сжатия13,0:1
Макс. мощность, л.с./об/мин98/5200 + 80 (общая 136 )
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин142/4000 + 207
Трансмиссия
Коробка передачэлектромеханический вариатор
Приводпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаполузависимая, пружинная
Передние тормозадисковые, вентилируемые
Задние тормозадисковые
Шины195/65 R15
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч180
Время разгона 0–100 км/ч, с10,4
Расход топлива, л/100 км
городской цикл3,9
загородный цикл3,7
смешанный цикл3,9
Выбросы CO2 г/100км89
Топливобензин АИ-95

Вопросы? Комментарии? (0)


Реклама:


Детали:

панель приборов

Вся информация отображается на электронном табло по центру панели приборов. Неудобств такое решение не вызывает, хотя некоторые индикаторы мелковаты. Кроме того, при опустошении бака не загорается ни одной предупредительной лампочки.


Руль

На руле находятся кнопки включения рециркуляции и регулировки температуры в салоне.


зеркало

Зеркала хороши, но на шоссе быстро пачкаются в плохую погоду.


зеркало

Как вам обзор назад? Темное пятно ниже черной поперечины – вертикальное стекло пятой двери.


подогрев сидений

Кнопки подогрева сидений лишены подсветки в темноте и отодвинуты максимально далеко от водителя и пассажира.


кпп

Миниатюрный рычаг, скорее, даже джойстик, управляет режимами трансмиссии. «Паркинг» включается отдельной кнопкой, а положение «B» - режим усиленного торможения электродвигателем.


режимы движения

Режимы Pwr и Eco отвечают за чувствительность педали газа и усредненный уровень заряда батареи. В частности, в Pwr реакции на газ острее, а аккумулятор разряжается меньше, дабы иметь возможность эффективно ускориться. Режим EV – движение исключительно на электромоторе.


эконометр

На правой половине дисплея отображается заряд батареи, данные бортового компьютера и режим работы силового агрегата.


моторы

Можно отобразить и диаграмму, показывающую направление потоков энергии между двигателями и аккумулятором. В данный момент автомобиль стоит, а ДВС подзаряжает батарею.


монитор

Навигация русифицирована, хотя интерфейс иногда все-таки ставит в тупик – нужно привыкнуть.


монитор

CD-ресивер спрятан за автоматически отъезжающим экраном.


проектор

Проекция скорости на лобовое стекло очень удобна. Сюда же можно отобразить подсказки навигационной системы, а так же режим работа силового агрегата.


управление проектором

Этими кнопками и осуществляется настройка проектора на лобовое стекло. Можно менять яркость и высоту отображения.


нажатие кнопок

При касании кнопок руля на центральном дисплее отображаются соответствующие пиктограммы. По идее, это должно помогать нажимать кнопки на ощупь, впрочем, с этим и так нет проблем.


бардачок

Спереди аж два бардачка: трехлитровый вверху и шестилитровый внизу.


сиденье

От сидений хотелось бы чуть большей мягкости, ведь на спортивность они нисколько не претендуют.


задние места

Запас по высоте невелик, но в остальном очень просторно. И центрального тоннеля нет – можно с комфортом усесться втроем.


багажник

К недостаткам багажника можно отнести только приличную погрузочную высоту и сильно наклоненные задние стойки. Спинка сиденья складывается, образуя ровную площадку.


запаска

Под полом полноценное запасное колесо. Дальше виднеется корпус аккумуляторной батареи емкостью 6,5 А/ч и напряжением 620В.


мотор

Скорость вращения электромотора достигает 14000 об/мин. Помпа, компрессор кондиционера и усилитель руля имеют электропривод, а потому остановка ДВС никак не сказывается на комфорте.


камера

Камеру приходиться протирать часто – без неё, как правило, парковаться невозомжно.


колесо

Большие тормозные диски Приусу не нужны, ведь часть энергии при торможении запасается в аккумуляторе.


фара

Светодиодные фары светят не хуже галогеновых, но уступают по яркости ксеноновым.


Фотографии:

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Toyota Prius

Реклама:

Rambler's Top100


© 2008-2011 "Autotechnic.su". Все права защищены.
Все материалы, опубликованные на http://magazine.autotechnic.su, являются собственностью авторов. Любое использование текстов и изображений возможно только при условии наличия ссылки autotechnic.su рядом с опубликованным материалом.