Сезон охоты
Сезон охоты
Выбор зимних шин
Выбор зимних шин
|
Казалось бы, про шины уже давно всё известно. Каждый год автомобильные журналы публикуют тесты, рассказывают о новинках – выбрать подходящую модель проще простого. Но почему же многие затем разочаровываются в покупке? Причиной тому нередко становится ошибка в выборе типа покрышек: с шипами или без. А если нешипованной, то какой: мягкой, «скандинавской», или жесткой, «европейской»?
Текст: Олег Карелов
В этой статье мы бы хотели поделиться собственными наблюдениями, приобретенными в процессе езды и замеров тестовых автомобилей. Несмотря на кажущуюся трудность задачи – упорядочить опыт, полученный на множестве автомобилей в различных режимах езды и всевозможных погодных условиях – разница между типами шин столь велика, что составить общее суждение не так и сложно.
Рассмотрим типичные условия езды, расставив типы покрышек в порядке их пригодности.
Лед
Шипованные модели здесь однозначно лидируют. Их превосходство особенно заметно при близких к нулю температурах, когда твердость льда невелика, а в пятне контакта образуется прослойка воды, мешающая работе ламелей - в этот момент шипы просто незаменимы.
Нешипованные мягкие (скандинавские) шины сильно отстают от шипованных - разница в тормозном пути составляет около 30 процентов. Однако в очень сильные морозы, порядка -30, когда лед становится уже слишком прочным, и шипы не в состоянии его пробить, нешипованные покрышки с их огромным числом ламелей частично отыгрывают свое отставание.
Европейские нешипованные шины ожидаемо оказываются в конце списка - малое число ламелей и жесткая резина не позволяют надеяться на высокий результат. Но разница со скандинавской нешиповкой не так и велика - тормозной путь длиннее процентов на 15. В сравнении же с шипованными моделями дистанция уже огромна - около полутора раз.
Снег
На снегу сцепление определяется не столько типом резины, сколько протектором – чем зубастее, тем лучше – но рисунок тракторных покрышек никто не копирует, а потому все модели примерно равны. Различия проявляются, если вести разговор о движении по мокрому снегу, то есть о способности отводить снежно-водяную кашу из пятна контакта. И здесь отличаются уже нешипованные европейские покрышки - изначально созданные для работы в подобных условиях они позволяют уверенно преодолевать слякоть и лужи, не уступая в последнем даже летним шинам.
Асфальт
Европейские нешипованные шины здесь безусловно впереди. По жесткости резины они близки к летним покрышкам, что с учетом небольшого числа ламелей в протекторе обеспечивает отличные сцепные свойства на асфальте - в сравнении с летними тормозной путь возрастает лишь процентов на 15, а автомобиль практически не теряет в управляемости и устойчивости.
Шипованные покрышки отстают. Более мягкая резина и шипы не способствуют стабильному контакту с поверхностью асфальта, и в результате относительно европейских нешипованных шин тормозной путь удлиняется процентов на 10. Но, надо отметить, что автомобиль все же сохраняет адекватную управляемость и устойчивость на прямой.
Мягкие нешипованные шины замыкают список с огромным отставанием. Изрезанный ламелями протектор и буквально мнущаяся в руках резина превращают езду в сущий кошмар - автомобиль плавает на прямой, слабо предсказуем в повороте, а главное - очень плохо тормозит: мягкий протектор подламывается, пятно контакта уменьшается, и тормозной путь оказывается на 15-20 процентов больше, чем у европейских моделей.
Итого
Разумеется, выбор шин должен зависеть от условий эксплуатации, но, каковы бы ни были эти условия, можно однозначно сказать – мягкие скандинавские шины лучше не покупать. Во всех режимах движения они уступают шипованным моделям, а потому их применение может быть оправдано только в там, где запрещены шипы, в частности, во многих странах Европы. Для нас же выбор сводится к двум оставшимся типам зимних шин. И в режиме городской эксплуатации, где подавляющую часть времени под колесами мокрый асфальт и талый от реагентов снег, предпочтительнее выглядят нешипованные европейские модели. А в те редкие моменты, когда улицы покрываются-таки коркой льда, нужно просто усиливать бдительность – в конце концов, необходимость в поправке на возможность льда не отменяет ни один тип шин.
Если же вам приходится выезжать за город по неочищенным шоссе, то верный выбор – шипованные модели. С ними в любых условиях можно чувствовать себя уверенно, а чуть худшее сцепление на асфальте – разумная за то плата.
18.10.2010
|