Синергия
Уже второй год подряд журналисты отдают победу в конкурсе Engine of Year в классе от 1 до 1,4 литров уникальному мотору Volkswagen 1.4 TSI. Убедиться в заслуженности этой награды теперь могут все желающие - модели Golf, Touran, Jetta и Golf Plus TSI, наконец, поступили в продажу и у нас.
Текст: Карелов Олег.
Ровный, напористый разгон, уверенная тяга почти с холостых оборотов и стремительная раскрутка до предельных 7000об/мин - нечасто столь лестные слова бывают адресованы моторчику объемом 1,4 литра, но именно они как нельзя лучше характеризуют фольксвагеновский двигатель TSI.
Секрет TSI кроется в применении непосредственного впрыска топлива совместно с двойным наддувом – турбонагнетателем и механическим компрессором. Эта высокотехнологичная мозаика позволила инженерам Фольксвагена создать мощный и одновременно экономичный мотор, лишенный недостатков, присущих данным технологиям, взятым по отдельности.
|
Турбокомпрессор и механический нагнетатель расположены по разные стороны двигателя. |
Известно, что турбонагнетатель позволяет эффективно использовать энергию выхлопных газов для закачивания дополнительного воздуха в цилиндры, однако он инерционен и малоэффективен при низких оборотах мотора. Механический же компрессор - напротив, моментально создает высокое давление даже на холостых оборотах, но при этом не позволяет экономно управлять давлением наддува и отбирает значительную мощность у мотора при высокой частоте вращения. Технология TSI удачно совмещает эти два типа наддува: на помощь турбине при низких и средних оборотах приходит механический компрессор, который до 2400об/мин включен в постоянном режиме, а выше, плоть до 3500об/мин, подключается лишь при резком ускорении, устраняя запаздывание турбонагнетателя, так называемую турбояму. В верхнем же диапазоне оборотов, когда турбина уже в одиночку справляется с созданием необходимого давления наддува, компрессор в целях экономии топлива отключается.
|
Диапазоны работы нагнетателей. Синяя область - зона ответственности механического нагнетателя, зеленая - турбонаддува, а голубая - область их совместной работы. |
В результате, с объема 1,4 литра снимается 170лс и 240Нм крутящего момента в широком диапазоне 1750-4500об/мин! Golf GT с таким мотором разгоняется так, словно под капотом стоит шестерка объемом 2,5 литра. И никаких запаздываний, свойственных турбомоторам, – за нажатием педали газа следует моментальная реакция, с любых оборотов загоняющая стрелку тахометра в красную зону за считанные секунды. Поразительная согласованность элементов столь сложной системы! Все это в полной мере относится и к дефорсированной до 140лс версии мотора 1,4 TSI. Конечно, с мощной шестеркой его не сравнить, но вот своего ближайшего конкурента, двухлитрового 150-сильного мотора FSI, он обставит легко – внушительный тяга в 220Нм в широком диапазоне оборотов (от 1500 до 4000об/мин) обеспечивает несравнимо лучшую эластичность и не даёт отстать при низких стартах.
|
Golf со 170-сильным мотором TSI получил отдельное название - Golf GT. |
Но, увлекшись динамикой, важно не забыть, что изюминкой моторов TSI является не столько мощность - в конце концов, в 170лс нет ничего особенного - сколько её уникальное сочетание с отличной топливной экономичностью. Заявленный средний расход 170-ти сильного Golf TSI составляет всего 7,6л/100 км, что лишь на 4% больше расхода со старым мотором 1,4л мощностью 80лс! Добиться такой экономичности удалось в первую очередь благодаря малому рабочему объему двигателя и непосредственный впрыску, позволившему, несмотря на двойной наддув, поднять степень сжатия до 10:1, тем самым, увеличив КПД мотора и, соответственно, дополнительно снизив расход топлива. Поэтому, при спокойной езде, двигатель TSI – это практически обычный мотор 1,4 литра с характерно низким расходом топлива, однако стоит только посильнее надавить на газ, как он вмиг преобразится, отозвавшись мощным, упругим ускорением, которому позавидуют многие, гораздо более объемные, моторы.
|
Топливный насос, обеспечивающий впрыск топлива в камеру сгорания под давлением 200атм, установлен на головке блока и приводится в действие кулачком распредвала - стандартная для моторов концерна Volkswagen схема. |
Если говорить о ценах на модели с двигателями TSI, то, как ни странно, их стоимость оказывается вполне конкурентоспособной - 140 сильный мотор располагается, примерно, на 1100$ выше двигателя 1,6 FSI (110лс), недотянув до 2,0 FSI(150лс) около 2000$, а 170-ти сильный дороже своей младшей версии где-то на 2500-3200$ в зависимости от модели автомобиля.
Перспективный получается претендент на звание “народного двигателя” для “народного автомобиля”, не правда ли? Конкурс объявляется открытым.
TSI |
Модификация |
140 л.с. |
170 л.с. |
Число, раположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объём, см3 |
1390 |
Диаметр поршня, мм |
76,5 |
Ход поршня, мм |
75,6 |
Число клапанов |
16 |
Степень сжатия |
10:1 |
Макс. мощность, л.с./об/мин |
140/6000 |
170/600 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин |
220/1500-4000 |
240/1750-4500 |
Топливо |
АИ95 |
АИ98 (АИ95 с некоторым увеличением расхода топлива и небольшим снижением крутящего момента в нижнем диапазоне оборотов) |
Нормы токсичности |
Евро 4 |
|