AUTOTECHNIC.SU
Новости
Тест-драйвы
Рейтинги
Технологии
Аксессуары
Официально
Каталог
Впрок
Фото
реклама на сайте
о сайте
RSS RSS
Главная / Впрок / Гололед

Танцы на льду

Танцы на льду

Приемы безопасного вождения автомобиля на льду

Приемы безопасного вождения автомобиля на льду

Приемы безопасного вождения автомобиля на льду Приемы безопасного вождения автомобиля на льду

Фигуристы на льду – это красиво, корова на льду – смешно, автомобиль на скользкой дороге –всегда опасно. По статистике число мелких ДТП в конце осени и зимой возрастает в несколько раз. А превышение скорости и резкие маневры во время гололеда зачастую приводят к трагическому финалу.

Текст: Савватий Соловков.

Как бы ни была хороша зимняя резина, колеса, попадая на лед, в любом случае обречены на минимальное сцепление с дорогой, отсюда – распространенные критические ситуации: занос, скольжение, вращение машины. Причиной заноса на скользкой дороге часто является резкое торможение, когда колеса разгруженной задней оси легко блокируются и провоцируют ее увод в сторону. Резкий разгон также может вызвать занос, поскольку в момент интенсивного увеличения газа происходит пробуксовка задних ведущих колес. Занос задней оси возникает и во время прямолинейного движения (особенно часто это случается с заднеприводными машинами). В свою очередь все это нередко приводит к вращению машины.

Из-за резкого торможения, вследствие полной блокировки колес на льду, автомобиль уходит в прямолинейное скольжение. Именно поэтому во время гололеда не следует нажимать на педаль тормоза ударно в пол - манипуляции с тормозами должны быть только дозированными. Но даже если колеса заблокировались, ни в коем случае нельзя резко бросать педаль – стоит несколько ослабить давление на нее и продолжать дотормаживать.

Как правило, большинство проблем на льду происходит именно из-за заноса задней оси, который может привести к более серьезным ситуациям - боковое соскальзывание машины, занос задней оси сначала в одну, потом в другую сторону (так называемый «хлыст»), снос передней оси с траектории движения. Причем это происходит всегда очень быстро, и неопытный водитель часто теряется и паникует. Заслуженный мастер спорта, шеф-инструктор школы водительского мастерства Quattro Евгений Васин подчеркивает, что пилотские навыки в борьбе с такими неприятностями требуются устойчивые. На уровне рефлексов освоить контраварийные меры, позволяющие достойно выйти из этих ситуаций, можно только в результате регулярных занятий с правильно выстроенной программой обучения. Но знание и понимание техники выполнения основных контраварийных приемов обязательно помогут избежать любому водителю большинства критических ситуаций.

Евгений Васин сравнивает езду по скользкой дороге с ходьбой по льду. Обычно для лучшей устойчивости человек старается ступать максимально расслабленно, шаркать ногами, постоянно оценивая надежность сцепления, и даже нарочно скользить. Это позволяет легко балансировать, быстро перенося центр тяжести на нужную ногу, в таком случае скольжение не будет неожиданностью. Спортсмены, управляя на скользкой дороге машиной, специально провоцируют легкое скольжение, направляя его в нужное русло. Такой стиль вождения требует тонкого чувства автомобиля и долгих тренировок.

Правила гололеда

Кроме соблюдения безопасного скоростного режима и увеличенной дистанции во время гололеда, каждый водитель обязан усвоить: работа педалями газа и тормоза должна быть исключительно дозированной. Необходимо избегать резких поворотов руля во время разгона и торможения, переключение механической коробки передач следует сопровождать синхронной работой педалями сцепления и газа. Переключаясь вверх при разгоне, нужно опускать педаль сцепления одновременно с добавлением газа. А притормаживая и переключая передачу вниз, необходимо опускать педаль сцепления синхронно со сбросом газа. Золотое правило на скользком покрытии гласит, что ведущие колеса никогда нельзя оставлять без тяги двигателя. Когда тяга стабилизирует автомобиль, он становится управляемым. Отсутствие крутящего момента двигателя на колесах, как правило, провоцирует занос задней оси.

«Хлыст»

Когда вы боретесь с заносом задней оси, то посылаете «ушедшей» корме импульс, который возвращает ее на заданную траекторию. Но при этом у нее появляется, так называемая «инерция возврата». Особенно она ощутима при опоздании с корректирующими действиями. Допуская сильную амплитуду увода-заноса машины, вы не минуете интенсивного виляния задней части автомобиля, что у спортсменов называется «хлыстом». Упредить развитие заноса в обратную сторону можно следующим образом: встретив занос движением руля, возвратить его обратно, и, не фиксируя руль в положении «прямо», довернуть его еще самую малость. Газ и тягу при этом нужно увеличивать. Разгон поможет окончательно стабилизировать автомобиль.

Соскальзывание

Соскальзывание с траектории движения в большинстве случаев происходит на дуге поворота. Из-за недостаточной тяги и избыточной скорости инерция и центробежная сила срывают в занос сначала заднюю ось, а затем стаскивают и переднюю, заставляя всю машину скользить наружу поворота. Поэтому в момент развития заноса не следует сбрасывать газ полностью, а надо сохранять на колесах максимально возможную тягу. Начавшееся соскальзывание необходимо стабилизировать следующим образом: небольшими импульсами поворачивая руль в сторону соскальзывания и обратно, на ровном газу погасить инерцию скольжения. Стабилизировав автомобиль и прекратив соскальзывание, следует плавно прибавить газ и аккуратно возвратить руль в исходное положение. Выравнивая машину, необходимо ускоряться.

Снос передней оси

При слишком большом угле поворота руля не исключен снос передней оси. В этом случае не пытайтесь увеличить газ – это усугубит выталкивание автомобиля с траектории движения. Сбросив газ, необходимо вернуть руль в исходное положение.

Вращение

Если занос задней оси перешел ту критическую величину, за которой машина завертится волчком, главное – не паниковать. Вращение обычно случается, если вы опоздали со встречей заноса или недостаточно быстро вращали руль. Раз вас «закрутило», необходимо плавно сбросить газ и при этом не трогать педали тормоза и сцепления. Если в начале вращения машины руль повернут в сторону заноса, следует оставить его в таком положении, что неминуемо погасит инерцию вращения. Когда машину развернет кормой вперед, возвращайте руль, слегка поворачивая его в другую сторону и аккуратно добавляйте газ, мягко выравнивая автомобиль тягой. Окончательно стабилизировать машину вам удастся, если вы дополнительно увеличите тягу для продолжения движения по прямой.

04.02.2009



Вопросы? Комментарии? (5)


Главная / Впрок / Гололед
Реклама:


Детали:

ДТП после дождя и града

ДТП после дождя и града

Скользкая дорога из-за дождя и града стала одной из причин аварии, произошедшей в сентябре в Ростовской области. На 905 км федеральной трассы «Дон» перевернулся рейсовый автобус, следовавший по маршруту Ростов - станица Вешенская, в котором находилось 50 человек. В результате аварии погибла 50-летняя женщина и 21 человек госпитализирован. Следствием было установлено, что авария произошло из-за резкого манёвра, совершенного водителем на скользкой дороге.


Реклама:

Rambler's Top100


© 2008-2011 "Autotechnic.su". Все права защищены.
Все материалы, опубликованные на http://magazine.autotechnic.su, являются собственностью авторов. Любое использование текстов и изображений возможно только при условии наличия ссылки autotechnic.su рядом с опубликованным материалом.