Главная /
Новости /
Техника /
HondaИзменяемый ход поршня
В попытке улучшить топливную экономичность Honda собирается доработать кривошипно-шатунный механизм. С помощью дополнительного вала и рычагов новые двигатели будут иметь различный ход поршней на такте расширения и сжатия, что позволит поднять КПД, избежав проблем с детонацией топлива.
В обычном моторе степени сжатия и расширения газов в цилиндре равны. То есть во сколько раз топливно-воздушная смесь уплотнилась на такте сжатия, во столько же раз она и расширяется на такте сгорания - все просто, но не слишком эффективно. В идеале эти параметры не должны зависеть друг от друга. Ведь степень сжатия бензинового мотора всегда ограничена детонацией, в тремя как степень расширения наоборот ограничивать не стоит – чем она больше, тем полнее тепловая энергия преобразуется в механическую.
Разработка Хонды называет EXlink (Extended Expansion Linkage Engine). Её суть в том, что между шатуном и кривошипом коленвала находится треугольный шарнир, одна сторона которого связана тягой с эксцентриковым валом. Этот вал, вращаясь, покачивает шарнир, то уменьшая, то увеличивая расстояние между поршнем и шейкой кривошипа, то есть, меняя ход поршня. В опытных образцах, это позволило при степени сжатия 12,2 добиться коэффициента расширения 17,6 – фактически как у дизеля!
Правда, теоретически, дополнительные элементы кривошипно-шатунного механизма неизбежно увеличивают потери на трение. И это действительно сказалось бы на экономичности, если бы не одна особенность EXlink. Если в обычном моторе на такте расширения шатун располагается под заметным углом к поверхности цилиндра, что увеличивает трение поршня о стенки, то в моторе Хонды шатун остается почти параллельным, а значит, поршень в нем слабее прижимается к цилиндру. Это и компенсирует механические потери, вызванные усложнением конструкции.
Когда и на каком автомобиле впервые появится EXlink, Honda пока не сообщает, но, безусловно, это событие не останется незамеченным.
08.08.2011